«камаз» отказался от практики единовременного летнего отпуска для всех сотрудников, которая применялась как антикризисная мера, рассказал руководитель департамента по связям с общественностью автозавода Олег Афанасьев. По его словам, в этом году отпуска будут организованы по скользящему графику. «Это связано с экономическим ростом. В кризис дешевле уходить в отпуск всем вместе. А когда рост — отдыхая, можно потерять рынок», — говорит Афанасьев.
С 2009 по 2011 г. в августе на заводе останавливались главный конвейер и все основные производства — литейное, кузнечное, дизельное, прессово-рамное, инструментальное. Остановка позволяла сократить расходы на оплату электроэнергии и воды. Кроме того, отпускникам не нужно было подыскивать квалифицированную замену и средства на дополнительные выплаты. По подсчетам финансистов «камаза», экономия предприятия составляла до 15% выручки.
«камаз» пообещал увеличить производство в 2012 г. на 22% примерно до 55000 шт. В I квартале произведено 13500 машинокомплектов — на 37% больше, чем в аналогичный прошлогодний период.
Рынок не только легковых, но и грузовых автомобилей действительно на подъеме, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Объясняется это и восстановлением экономики после кризиса, и появлением необходимости, а главное — финансовой возможности у многих потребителей для смены автопарка. По данным росстата, в январе — феврале в россии было произведено 24870 грузовых автомобилей (включая шасси), что на 17% больше, чем за такой же период 2011 г. «Неудивительно, что “камаз” уже не может отправить всех работников в отпуск в одно время. Сейчас нужно удовлетворять растущий спрос на грузовые автомобили», — поясняет Баранов.
Тем не менее на ГАЗе и УАЗе практика единых корпоративных отпусков будет действовать и в этом году, сообщили сотрудники их пресс-служб. «Единовременные каникулы дают существенную экономию по энерго- и трудозатратам, — сказали на ГАЗе. — Кроме того, это дает возможность предоставить всем работникам отдых в наиболее востребованные периоды года (дачный сезон, например) или в период сезонного падения спроса на рынке». На ГАЗе не называют точные даты отпусков — обычно это происходило «летом и зимой», говорит сотрудник пресс-службы. По словам пресс-секретаря УАЗа Аллы Акимовой, коллективный отпуск на автозаводе — традиция, сотрудники отдыхают в январе (неделю) и в июле (три недели). В это время на заводе проверяют технологическое оборудование.
В колдоговоре «АвтоВАЗа» нет понятия «корпоративный отпуск», говорит сотрудник пресс-центра. По его словам, вынужденное продолжение январских каникул в кризис и недельные каникулы в августе 2010 г. из-за жары оформлялись приказом как простой, который соответственно и оплачивался — две трети от зарплаты.