Свою работу, претендующую на премию «Золотая маска» в номинации «Новация», они называют выставкой и перформансом одновременно, а ангар галереи «Артплей» – депо, где актеры на два часа превратятся в планеты, атомы и частицы, чтобы опровергнуть девять научных теорий, которые считались верными в XX веке.
Основатель театра актер Максим Исаев рассказывает: «когда Земля покоится на трех китах – это одна история, а тут ученые нам с серьезным видом говорят, что есть пептиды привидения, атомы имеют форму куба. Мало того, это проходят в школе! А потом наука движется вперед и оказывается, что это полный нонсенс».
Еще до начала спектакля труппа театра АХЕ предупреждает, что их «депо» – не сеанс экспериментов по физике, а показ драматической природы научных заблуждений. Под космогоническую музыку, в свете девяти видеопроекторов и при минимуме реквизита актеры изображают свои ассоциации с той или иной гипотезой. Их хаотические движения могут показаться импровизацией, но никакой свободы у участников представления нет. Один неверный жест – и желаемый эффект достигнут не будет, проекция просто растворится в темноте.
«Вначале мы шутили, что мы наноактеры. Вначале было не очень комфортно, потому что надо было подстраиваться под этот видеомэппинг. Но со временем ты воспринимаешь это видео как партнера. Я воспринимаю все эти шарики на полу или циферки как моих партнеров по сцене», — призналась актриса Алиса Олейник
Видеомэппинг – это 3D-проекция на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве. В эпизоде «Планета Икс», как и в остальных восьми, она заменяет актерам и декорации, и партнеров. Максим Исаев и Алиса Олейник опровергают гипотезу о том, что за орбитой Плутона спрятана планета-гигант. Если бы она была верна, то в 2060 году туда бы прилетел аппарат с посланием Брежнева.
С мэппинг-проекцией актеры вступают в какие-то не вполне ясные, но завораживающие отношения. В игре света и тени из головы вырастают огромные ножницы, а сами актеры меняются тенями. Впрочем, физика – только повод поговорить о лирике. «Для меня это история любви молодой девушки и взрослого мужчины, и именно там все построено не так, как у молодых происходит или как у взрослых, а при драматичных отношениях. И все это решено через веревочку и две палочки», — рассказала Алиса Олейник.
Понять, какой именно смысл актеры вкладывают в те или иные действия, без пояснений довольно сложно, так как во время спектакля они не говорят ни слова. В эпизоде «Луна-волчок» актриса Наталья Шамина все время находится спиной к зрителю. Она двигается вокруг круглого стола и выполняет чайную церемонию – этому искусству актриса два месяца училась в Японии. Все это — сюрреалистическое прочтение популярной идеи о том, что, перемещаясь в пространстве, Луна всегда обращена к Земле только одной стороной. В финале актриса поворачивается к зрителю лицом, символизируя несостоятельность гипотезы.
В одном из сюжетов актеры опровергают теорию о тахионах. В XX веке ученые предположили, что эти частицы движутся из будущего в прошлое, а их скорость выше скорости света. Если бы эта гипотеза была верна, то можно было бы писать письма нашим предкам. В другом сюжете — драматическая материализация предположения о сжимающейся Земле. догадка о том, что мы живем на планете переменных размеров, возникла в середине XIX века и оставалась популярной почти 50 лет.
Бутылки, столы, огромные канаты — весь реквизит актеры театра АХЕ привезли из петербургского Музея современного искусства, где два года назад и состоялась премьера «Депо гениальных заблуждений». Своего здания театр не имеет и кочует, гастролируя в разных странах мира. После представления в Москве ни один из арт-объектов обратно в Петербург не вернется, так как позволить себе выкупить несколько мест для перевозки реквизита актеры не в состоянии. Зато опровергать заблуждения они могут в любое время.