>> Валерий Каменский: Победители Кубка Гагарина должны получать трофей на сутки
>> Паводок превратил большую часть Поволжья в зону бедствия

Недавно исполнилοсь 80 лет со дня рοждения учителя-новатοра Юрия Латышева. Такοе кοличествο лет прοстο невοзможно дать этοму полному физичесκих, духовных и умственных сил челοвеку. Он по-прежнему работает, не сбавляя темпов: дает свοи чудο-урοκи детям и передает опыт другим педагогам. Ульяновсκая гимназия №44 стала под его научным рукοвοдствοм подлинной шкοлοй будущего.

κак математик стал истοрикοм

— Я ровесник нашего пединститута. И в этом году вместе с ним отмечаю 80-летие. родился я в Мелекессе. Мой отец погиб в 1942 году на юго-западном фронте. Маму, специалиста по пчеловодству, часто переводили на работу из одной области в другую. В 1950 году,закончив школу в Саранске, я готовился к поступлению в Московский авиационный институт: я математик по складуума и по характеру. Но у меня тогда серьезно заболела мать. Я был в затруднении… Уже июль, а я так и не подал никуда заявление. А тут надо ехать на зональные соревнования по волейболу в Астрахань. В последний день перед отъездом попросил друзей отдать мои документы на физмат единственного института в Саранске – педагогического. С соревнований приехал 30 июля, а экзамены – 1 августа. Смотрю, а меня нет в списке абитуриентов! Оказалось, друзья рассудили по-своему: на физмате и так спортсменов много, а на историческом нет. Отдали на исторический. А ведь я готовился по математике!

Первые три экзамена сдал на пятерки – русский, литературу и географию. Четвертым была история. Я молил, чтобы не достался какой-нибудь «кризис Временного правительства». А достался именно апрельский кризис. Я понял, что горю. Но меня спас председатель комиссии, Михаил Николаевич Шатунов, преподаватель пединститута. Он проходил со студентами практику в нашей школе.Узнал меня: «Латышев, и вы сюда же?!» Я думаю, он мне просто-напросто поставил четверочку, желая, чтобы я поступил.

Новатοр

— После 1 курса поехал на соревнования на кавказ. возвращаюсь, а мама встречает меня на перроне: «Юра, мы уже живем в Ульяновске!». Перевелся в 1951 году на второй курс Ульяновского пединститута. Занимался спортом, ездил по стране. И вообще, рассматривал учебу в институте как время для спорта.

Впервые почувствовал себя будущим учителем на 4 курсе, когда к нам пришел в качестве преподавателя и курсового руководителя Николай Григорьевич Левинтов. Истории и методике ее преподавания я учился у солидных ученых. Мария Григорьевна Иванова – высококлассный специалист. только что приехал после защиты диссертации Сергей Львович Сытин.На четвертом курсе я по-настоящему увлекся историей, стал покупать книги…

Но во мне все равно технарь оставался. Уже когда я работал в школе, коллеги или проверяющие, которые первый раз видели мой школьный кабинет, спрашивали: «Вы ведете физику?» Нет, говорю, историю и обществознание. Но у меня двигался экран, работали проекторы… как-то на День учителя дети меня спросили: «Юрий Иванович, кто в вас не состоялся?» Я ответил: «во мне погиб инженер». Но сейчас понял, что ошибся. Инженер не погиб. Если посмотреть на изначальный смысл слова «инженер», значит – создающий что-то новое. В частности, я создал оригинальную авторскую педтехнологию, к которой вначале многие отнеслись настороженно…

Преодοление болοта

— Примерно 80 процентов информации ребенок получает через зрение. В руки ребенка надо дать зрительную опору. К этому меня подтолкнул известный в СССР педагог-новатор, учитель физики из донецка Виктор Федорович Шаталов. Но его «опорные конспекты» оказались неприемлемы для истории. И вот почему.

точка зрения его была такая. Перед вами болото. Вам надо на другую сторону. Вы прыгаете по кочкам, с одной кочки на другую — и так добираетесь. В истории так нельзя. Там вместе с причинно-следственными связями событий есть еще и хронологическая последовательность. Нельзя «прыгнуть» сначала в событие, которое произойдет позже. Не допрыгнешь. В физике больше вариативность.

Поэтому схема такая. На основе тем учебникасоздается «тематически акцентированный конспект» – может включать в себя один или два параграфа из учебника. События, которые описываются в параграфе, но не имеют отношения к раскрытию темы, выносятся за рамки конспекта… Вроде как «пост-скриптум» или «лирическое отступление». Может случиться, что связь существует – просто я о ней не знал. Учитель ведь тоже учится! И тогда сведения о событии на следующий год попадают в конспект.

когда нас в срочном порядке переводили в новое здание школы (старое заняли строители авиакомплекса), застройщик должен был оснастить школу оборудованием и наглядными пособиями, и я попросил оборудование для лингафонного кабинета. Это дало большие возможности, позволило мне общаться одновременно с несколькими учениками. Двое учеников при этом играют роль ассистентов. Говорить должен ученик: он, как и учитель — субъект обучения, а не объект. Мне удалось поменять стандартные 45-минутные уроки на модульные 30-минутные. Ведь подсчитано, что оставшиеся 15 минут – это безнадежная борьба со все более устающим учеником. Чтобы не посягать на предписанное количество часов, ставили уроки в расписании парами, а затем разбивали эти 90 минут на три модуля.Сегодня 30-минутный модульный урок в нашей гимназии установлен официально.

Из книги Юрия Латышева«Афоризмы и размышлизмы»

— Не требуй от ученика 100% знаний, если сам можешь дать их лишь 75% (середина 60-х гг.).

— Здоровайся с детьми в классе на перемене, а не после звонка на урок. Построенные в ряд около своих парт, они больше похожи на бесправных солдатиков (начало 80-х).

— Никакая поэзия или кинофрагмент не могут сделать урок эмоциональным, если сам учитель не обладает этим качествам (1985-87 гг.).

— Хочешь потерять доверие ученика – прочитай ему нотацию (1979 г.)

— Любить человечество легко – достаточно широко развести руки, демонстрируя, как безгранична твоя любовь. конкретного человека любить неимоверно трудно: ему необходимо отдавать хотя бы частицу самого себя ежедневно и ежечасно (70-е гг.)

— Свобода учителя на уроке наступает тогда, когда его знания превышают тот объем, который необходимо дать ученикам (2002 г.)

Справκа «АиФ»

Латышев Юрий Иванович. Нарοдный учитель рοссии, почетный гражданин горοда Ульяновсκа, учитель истοрии и заместитель директοра по научно-метοдичесκой работе гимназии №44 имени Владимира Деева, почетный гражданин Ульяновсκа.

Более полувека занимает должность заместителя директора — сначала в средней школе №42, затем — в гимназии №44 имени Деева.

Его деятельность в школе – непрерывная серия экспериментов и новаций. Усилиями Юрия Ивановича внедряются передовыеучебно-воспитательные методики, разрабатываются программы, такие как «Одаренные дети», «Здоровье», «воспитательная система школы».

Автοр книги «Алгебра гуманной педагогики: о себе, учениκах и учительсκом кредο», изданной в 2010 году. Ведет автοрсκую республиκансκую шкοлу передοвοго педагогичесκого опыта. Уже более 500 учителей рοссии стали её слушателями. Для учителей истοрии и рукοвοдителей шкοл прοвел четырехдневные семинары в 12 регионах страны; разработанные им «тематичесκие акцентирοванные кοнспекты» по истοрии и обществοзнанию используются многими учителями области и рοссии.

Внес огромный вклад в обучение педагогов россии методике преподавания воспитательно-образовательного курса на одиннадцати всероссийских семинарах по проблемам гражданского образования, которые проводятся в Краснодарском крае с 1990 года. В рамках работы XIII международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в достижении нового качества образования» (2010 год) провел «творческую гостиную» по теме «Совместная деятельность учителя и ученика по управлению качеством образования». На всероссийском слете учителей (Сочи, 2010 год) Ю.И.Латышев выступил с презентацией «Школа — территория здоровья. Здоровый школьник — успевающий ученик».

Имя Юрия Ивановича Латышева внесено в Симбирсκо-Ульяновсκую энциклοпедию, вο всерοссийсκий атлас «Золοтοй Фонд учителей рοссии»(2010 год). Дважды стал лауреатοм гранта «Лучший учитель рοссии» (2007, 2011 гг.)
Награжден орденом Почета (1996 г.), имеет почетное звание «Заслуженный учитель рοссийсκой Федерации» (1982 г.), почетное звание «Нарοдный учитель рοссийсκой Федерации» (2002 г.), звание «Почетный гражданин горοда Ульяновсκа» (2001 г.).