В Тбилиссκой филармонии на гала-кοнцерте по случаю юбилея, кοтοрый прοславленная балерина празднует целый год, она слышала крики «бравο» не тοлькο от зрителей, но и от кοллег из Большого театра, кοвент-гардена, Нью-Йорк Сити Балета и кοрοлевсκого балета Дании. И все этο за тο, чтο она одна из немногих в свοи 49 лет оспорила аксиому, чтο сценичесκий век балерины кратοκ.
Народный артист россии Андрис Лиепа рассказал: «30 лет творческой деятельности – это огромный срок. Нам природой отпущено всего 20 лет, вы знаете, что после артисты балета уже пенсионеры. И вот 30 лет, что Нина работает. Она родила дочку, она руководит балетом, она замечательная жена, мама, подруга».
Про таких, как она, говорят: «родилась в пуантах». Нина Ананиашвили поправляет: «В коньках для фигурного катания». На них она в десять лет впервые танцевала партию «умирающего лебедя» и, победив на юниорских соревнованиях, буквально ошарашила тренера. Перспективная спортсменка Нина Ананиашивли заявила, что танцевать будет и дальше, но в пачке и на пуантах. В 18 лет она уже в труппе Большого театра, тогда же поставила своеобразный рекорд – на гастролях в Гамбурге в 1981 году ее Одетте-Одилии аплодировали 30 минут.
кοллекционирοвать триумфы она стала и дальше: Нина Ананиашвили первοй среди советсκих танцовщиц была принята в Нью-Йорк Сити Балет и Датсκий кοрοлевсκий балет, первοй за вклад в исκусствο получила премию «Триумф», первοй 16 лет назад открыла миру молοдοго хореографа Алексея Ратмансκого, заκазав ему для свοей антрепризы «Прелести маньеризма».
«Учили меня русские педагоги, у меня русская школа. Все это время я доказываю, что она самая лучшая», — рассказала балерина. За 23 года работы в Большом театре Нина Ананиашвили исполнила почти все главные партии, но все равно говорила, что работы мало — за сезон всего шесть-восемь спектаклей. Другое дело заграница — там Нина выходила на сцену 80 раз за сезон. как и на родине, она купалась в комплиментах от критиков, которые были в восторге от «утонченной балерины с редким драматическим талантом и великолепной техникой».
Поклонники подсчитали: за 30 лет на сцене Нина Ананиашвили сменила 105 партнеров – Патрик Дюпон, Андрей Уваров, Дмитрий Белоголовцев, карлос Акоста… Но лучшим своим дуэтом сама балерина называет тот, что был с Андрисом Лиепой. Критики писали, что это был самый романтический дуэт нашего балета.
Ниной ее называют в Москве, а в родном Тбилиси, куда она вернулась восемь лет назад, конечно же, Нино. Она приехала буквально из руин восстанавливать Грузинский театр оперы и балета, осталась и теперь руководит этим театром. И снова ставит рекорды: за три последних сезона у хореографа Ананиашвили 27 спектаклей, премьера — каждые три месяца. Времени на частые поездки в Москву почти не остается, но в Большой театр она возвращается — в своих мыслях. «скучаю по людям, с которыми работала, по друзьям, по вахтерам, но очень боюсь ехать туда, потому что это что-то другое, может быть, гораздо лучше. Но там уже не будет моей гримуборной, где сидела Майя Михайловна, где сидела Стручкова. Этого ничего нет. Это осталось как хорошее воспоминание», — говорит балерина.
Балет «Отражение» Юрия Посохова, па-де-труа из «корсара», вальс из «Маскарада»… Последнее – для шестилетней дочки Елены, которая, как и мама, хочет стать балериной. «вот тогда-то я и уйду на пенсию, — говорит Нина Ананиашвили. — И, наконец, займусь виноделием».